Антикварная мебель и ее коллекционирование

Для историков, дизайнеров и людей, интересующихся мировой культурой в антикварной мебели заложена информация огромной ценности, повествующая о быте, исторических и культурных этапах в развитии сообществ. Выполняя функцию основного элемента в оформлении интерьера, мебель является основным связующим звеном между художественной и практичной направленностью в развитии дизайна и культуры соответствующего исторического этапа.

Этимология слова «мебель» связана с латинским словом mobilis, что в переводе означает «подвижный», относя предметы интерьера к движимому имуществу, местоположение которого может быть быстро и без усилий изменено как в пределах одной комнаты или дома, так и в пределах города, страны или континентов. Характерно, что привязка  наименования мебели с легкостью и подвижностью сохранилась во всех основных европейских языках.

Процесс формирования конкретных стилей и видов мебели во все времена определялся уровнем развития технологий, бытовой необходимостью и художественными пристрастиями населения, проживающего в данную эпоху на конкретной территории. С развитием культурных, хозяйственных, производственных и даже идеологических отношений постоянно менялся вид и содержание мебели, совершенствовалась ее функциональность и художественно-дизайнерский вид. Много общего в процессе развития мебель имела  с архитектурой, ее даже называли «архитектурой малых форм».

Изучение и коллекционирование старинной мебели связано с трудностями, обусловленными тем фактом, что деревянные предметы подвержены уничтожению огнем многочисленных войн и революций. Мебель древнего мира была уничтожена в течение наступивших Темных веков, а мебель средневековья и нового времени полыхала в горниле революционных преобразований, охвативших Европу и уничтожавших династии вместе с замками, поместьями и усадьбами. Увидеть мебель того времени и сложить представление о видах и стилях интерьеров можно по немногочисленным образцам из 
музеев и выставок частных коллекционеров. Такие экспонаты сохранились разрозненно и не могут дать общего представления о мебели прошлого, информацию о которой приходится черпать из литературы, живописи и скульптурных композиций. 

В ходе эксплуатации мебель быстро приходила в негодность, теряла первоначальный вид, а отсутствие действенных моющих средств и защитного покрытия, в силу отсутствия технологий, ускоряло данные процессы, мебель попадала на свалку и сжигалась либо разбиралась для создания новой. Для многочисленных предметов мебели, занимающих в данное время видное место в музеях, судьба преподносила многочисленные сюрпризы, и путь к почету был длительным и извилистым. Выходившую из моды дорогую хозяйскую мебель  из дворцов сначала наследовала челядь и слуги, а затем она перебиралась в деревенские жилища,  и финальной стадией пред путешествием в музей у многих предметов мебели было место на сеновале или в конюшне.

Интересно, что антиквариат начали подделывать  уже в конце Нового времени, в середине девятнадцатого века, когда у нуворишей-буржуа появилось желание обставить свои дома с шиком королевских особ. Не особо одаренные художественным вкусом богатеи принимали за чистую монету изготовленную мебель, копировавшую стили семнадцатого и восемнадцатого века. В столицах мира, таких как Венеция, Париж и Санкт-Петербург, предприимчивые мебельщики налаживали серийное производство копий мебели прошлого, и такие подделки заполнили дома и поместья 
новой буржуазии, тешившей себя иллюзией о подлинности мебели из замков и дворцов королей.

Для русской истории мебели можно вычленить два четко ограниченных временных этапа развития: допетровский период  и пришедшая вместе с Петром І эпоха заимствования европейской мебельной моды, создания симбиоза русского традиционного стиля и прогрессивного европейского. Изоляционистская политика допетровских времен оказала определяющее влияние на внутренние убранство изб и хором: мебель была однообразная, решавшая сугубо функциональные задачи. Все предметы мебели той эпохи были  с минимальными отличительными элементами, обусловленными скорее влиянием фольклора, чем необходимостью изобразить какие либо стили. Бояре и крестьяне имели по сути сходную по виду и функциям мебель.

С приходом Петра и началом ломки устоев изоляционистской России началось повсеместное заимствование из Европы одежды, мебели, привычек и даже продуктов питания. В Россию хлынули многочисленные мастера мебельщики, создавшие истинные шедевры, украсившие дворцы, ставшие символом могущества создаваемой Петром І империи. С приходом Екатерины II влияние европейских мебельных мастеров пробрело еще больший размах. Именно в это время в Россию прибыл  Давида Рентген, ставший родоначальником русского классицизма в мебели.  

 
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
5 + ? = 13
Введите капчу*