Мебельный антиквариат — немного о мебельных стилях XVIII-XIX веков

Грамотный подход к приобретению мебельного антиквариата подразумевает, что покупатель хорошо ориентируется в типах старинной мебели, ее формах и мебельных стилях прошедших эпох. Знающие люди при оценке того или иного предмета антикварного интерьера разбираются в старинных материалах, технике обработки и сборки мебели того или иного исторического периода. Например, если говорить о мебели российского производства, то в современное время чаще всего встречается мебельный антиквариат, относящийся к XIX - началу XX веков. Намного реже в продаже можно отыскать образцы мебели XVIII века, и будет удачей, если посчастливится найти мебель XVI века.

Мебель, как устоявшийся предмет интерьерной роскоши, начинает появляться в России в эпоху Петра Первого. Именно в его правление в Российскую Империю начинают завозить европейскую деревянную мебель из Голландии, Германии и Англии. Петровские времена характеризуются вхождением в моду предметов из красного дерева: бюро, различных столов и столиков и т.п.

Начиная с 60-х годов XVIII века на смену мебельному стилю «барокко» приходит «классицизм». Кривизна и округлость линий уходит в прошлое и актуальными становятся геометрические формы и строгая пропорциональность. Мебель начинают обивать шелком с рисунком в виде полосок или мелких цветков. В моду входит позолота деревянных деталей, в т.ч. и деревянной мебели. Известный мебельный мастер Генрих Гамбс открывает в конце XVIII века мебельную фабрику в Санкт-Петербурге. Гамбс производил мебель из красного дерева (комоды, туалеты, комоды и т.п.) с отделкой латунью или бронзой. В России этот мебельный стиль назвали «жакоб».

Начало XIX века сформировало моду на все французское, в том числе в мире мебели. Французские художественные идеи сформировались в основном на подражании римскому императорскому стилю, что послужило распространению в России стиля «ампир». В производстве мебели, помимо красного дерева, начали использовать тополь и карельскую березу, с небольшими инкрустациями черного дерева.

На смену «ампиру» в конце 20-х годов XIX века приходит готический стиль или «готика». Рыцарские романы Вальтера Скотта вдохновляли тогдашних декораторов, и в дизайнах интерьеров того времени начинают превалировать яркие ткани, декоративная бронза, готические орнаменты и цветные витражи. Ампирная мебель все еще преобладает в тот период, но уже видоизменяется — приобретает округлые формы, становится более комфортной, удобной. Все эти нововведения содействуют формированию мебельного стиля«бидермейер», который максимально соответствует представлениям нарождающейся буржуазии о бытовом уюте.

Архитектура также накладывает свой отпечаток на стилистику мебели. Анфиладная планировка дома и помещений сменяется ассиметричной и компактной, призванной дать больше уюта. Количество парадных помещений в доме сокращается, дублирование кабинетов, спален и парадных уходит в прошлое.

Теперь каждое помещение рекомендуется оформлять в строго определенном стиле или «во вкусах», как тогда говорили, - в греческом, итальянском, римском, голландском, китайском, готическом или венецианском. Округлая мягкая мебель укрупняется, как и другие предметы интерьера. Появляется новый тип мебели — диваны, причем различных форм: двусторонние, угловые, круглые и даже с цветочной корзиной по центру. Разграничение пространства помещения производилось с помощью специальных ширм.

Мебельный стиль «модерн», с его плавными линиями, заимствованными у растений, воцарился в России в конце XIX века. Но это продолжалось недолго. Уже в начале XX века «модерн» начинает сменяться «конструктивизмом». В основе этого стиля мебели была заложена эстетика рациональности и целесообразности, без декоративной  романтики «модерна». В конце XIX века возникло новое художественное направление, в России оно получило название "модерн". Оно характеризуется плавностью линий, шедшей от природных форм растений. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим эти и более современные мебельные стили.

Сам по себе мебельный стиль, вкупе с возрастом того или иного изделия, не является основным параметром при определении ценности мебельного антиквариата. При этом очень важен художественный уровень ее исполнения. Например, вполне может быть, что гарнитур из ореха XIX века может оцениваться гораздо дешевле нескольких кресел в конструктивистском стиле. Но, конечно же, в первую очередь, при покупке той или иной антикварной мебели мы отталкиваемся от собственных вкусовых пристрастий. Если есть слабость к английскому интерьерному стилю, то ваши усилия и поиски будут сосредоточены именно на нем, и вас мало будет интересовать тот же стиль «рококо».

Покупайте то, что нравится вам, но не забывайте о бдительности и осторожности!

 
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
26 + ? = 28
Введите капчу*