Мебель в стиле Ампир

Истоки стиля ампир видны в самом названии, происходящем от французского слова, обозначающего империю. В названии уже заложено внешнее представление о стиле, в котором присутствует имперская отрешенность, надменная возвышенность. Непосредственно перед ампиром был популярен стиль классицизм, в котором присутствовала некая ненатуральность, возникновение которой может быть объяснимо стремлением передовой части общества к особому виду нового в искусстве. При этом фундаментом классицизма служили веяния эпохи просвещения, объединенные с идеями античности. Напротив, главные направления ампира продвигались искусственным путем по желанию богатейших лиц Франции, занимавших высшие посты в наполеоновской империи. Причем нарочитая возвышенность пришлась по вкусу, как новой аристократии, так и старой королевской знати. 

Наполеоновская империя во всем подражала древней Римской империи. Коснулось это и истоков стиля ампир. Для Наполеона Бонапарта одной из главных целей во внешней атрибутике государства стало создание пышной роскоши, сходной с великолепием и блеском римских императоров. В основу формирования стиля ампир в мебельном искусстве легло навязывание нарочитой помпезности в противовес творческому, естественному развитию. Высшее сословие имперской знати Франции начала XIX века имело единую цель - как можно больше соответствовать высоким стандартам роскоши, присущим жизни римским патрициям. В интерьере того времени господствовала нарочитая театральность, демонстрация небывалой роскоши и богатства. Носителями и основателями стиля ампир в мебели стали известные мебельщики Пьер Фонтен и Шарль Персье, которые в короткое время из обычных ремесленников преобразились в поставщиков имперского двора, диктующих каноны стиля. В начале века был издан специальный альбом, в котором были указаны основные характеристики нового стиля в мебели. Изображенные в альбоме предметы показывали органическое продолжение развития античного мебельного искусства и даже преемственность идеям из более давнего Древнего Египта. Мебель этих двух мастеров, наряду и их последователями семьей Жакоб широко распространилась по всей Европе и продавалась также и в России, не принимавшей идеи наполеоновской Франции в государственном устройстве, но перенявшей стремление к парадной роскоши в мебели. 

Особенности стиля ампир. 

Для стиля ампир характерно прямое использование основ античного искусства. В мебельное производство приходят такие традиционные для античного искусства элементы, которыми являются колоны, карнизы или пилястры. В оформлении столов активно используются полумифические животные грифоны и сфинксы, широкой популярностью пользуются кариатиды, для ножек столов используют мощные имитации в форме львиных лап. Интерьеры в стиле ампир приобретают упорядоченный, величественный и торжественный характер, сопряженный с некоторой надменностью. 

Цветовая гамма вновь возникшего стиля приобретала холодные оттенки: потолок окрашивался в белый цвет, а стены украшали обои со строгим симметричным узором. Некоторое разнообразие в парадно напыщенный интерьер вносили элементы из золота и позолоты. Для стульев и кресел того времени на первое место выходит вопрос удобства и практичности. Боковины украшены рогом изобилия, или изогнуты в виде латинской S. Ножки изготавливаются в виде львиных лап либо древнеримских колон. 

По основополагающим канонам стиля ампир шкафы изготавливаются в виде массивной монолитной конструкции, без использования скругляющих углы элементов. Для украшения используются бронзовые накладки, а карнизы делают прямолинейными. В отделке поверхностей активно используется гладкая фанера. 

Наиболее популярными материалами в стиле ампир была древесина красного, черного деревьев, клена и лимонного дерева. Все предметы мебели изготавливались в контрастных белых или черных тонах. Лидером среди конструкционных материалов всё-таки выступало красное дерево, украшенное бронзовыми накладками. Стиль ампир привнес в мебельную индустрию такие новые предметы как сервант, шкаф для книг, оригинальный трельяж, кушетку и сервировочный стол. Вообще столы в то время отличались многогранным разнообразием и были как маленькими на одной ноге с круглой столешницей, так и более объемными, в комплексе с зеркалами, предназначавшимися для принятия утреннего туалета вельможными дамами. В это же время появляются практичные прикроватные тумбы. 

Для декорирования предметов мебели использовались военные мотивы, характерные для имперского стиля, символизирующие мощь империи. Это копья и мечи, щиты и стрелы, и, конечно же, венчает все это великолепие имперский лавровый венок. Во Франции того времени часто использовали монограмму N, которая явно отсылала к имени императора, привнося его в каждый дом, прославляя его завоевания. 

В стиле ампир большую роль играли письменные столы, богатое разнообразие которых подчеркивало бюрократичность имперской системы, стремление постоянно работать во благо имперской славы. Комоды заменили более низкими шкафами с двумя дверцами и мраморной столешницей. 

Распространение приобретают особого вида секретеры закрытого вида, изготавливающиеся из ценных пород дерева. Отделка секретеров выполнялась при помощи зеркал и камней. В интерьерах стиля ампир активно используются зеркальные поверхности: от небольших настольных до высоких настенных зеркал. Появляются экраны для каминов, поверхность которых изготавливается с применением гобеленов. 

Распознать стиль ампир достаточно легко по светлой поверхности потолков с лепниной полумифических животных и фресок. Мебель несколько тяжеловесная с архитектурными элементами: арками и колонами. В настоящее время стиль ампир активно используется в оформлении парадных залов государственных учреждений, холлов гостиниц и ресторанов, в стилизованных развлекательных заведениях.

 
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
2 + ? = 11
Введите капчу*